Было бы несправедливо утверждать, что техника с шестью колесами является для Ф1 чем-то совершенно уникальным и немыслимым. Подобные конструкции не только были опробованы конструкторами, но даже выходили на старт и выигрывали Гран При. Всем, кто хоть немного знаком с гоночной историей, конечно же известна модель Tyrrell P34, у которой спереди было четыре маленьких колеса.
The front wheels of the Tyrrell P34
Photo by: Franco Nugnes
Patrick Depailler, Tyrrell P34-Ford Cosworth
Photo by: LAT Images
The front two wheels of the Tyrrell P34 Ford in the paddock
Photo by: LAT Images
История о том, как звезда Minardi восстановил знаменитый шестиколесный Tyrrell
Однако в Williams решили развернуть эту идею на 180 градусов. В ту пору команде приходилось все сложнее в споре с Ferrari и Renault, у которых были турбомоторы. Британцы же традиционно ставили на свои машины Ford Cosworth DFV, которые к началу 80-х уже не были столь грозным оружием, как в предыдущее десятилетие.
«Мы не смогли заполучить себе турбодвигатель, поэтому решили построить шестиколесную машину, – рассказывает Motorsport.com Фрэнк Дерни, который был в то время правой рукой технического директора Патрика Хеда. – Преимущество турбированного мотора над нашими DFV составляло 180 лошадиных сил. Мы при всем желании не могли построить машину, которая могла бы компенсировать такое отставание за счет прижимной силы.
Если мы снижали лобовое сопротивление, чтобы не отставать на прямых, то прижима в поворотах становилось совсем мало».
During 70 laps, they all tried to push Gilles Villeneuve at fault and pass him; they never could and Gilles went on to win his 6th and last Grand Prix
Photo by: International Press Agency
René Arnoux, Renault RE30 leads Alan Jones, Williams FW07C-Ford Cosworth, Nelson Piquet Brabham, BT49C-Ford Cosworth, Jacques Laffite, Ligier JS17-Matra
Photo by: LAT Images
Однако конструкторы Ф1 в любой исторический период отличаются тем, что не останавливаются в поисках решения.
«Мы изучали все компоненты машины, и однажды взглянули на большие задние колеса, – продолжает Дерни. – Они генерировали невероятное лобовое сопротивление. Тогда-то и родилась идея построить шасси с четырьмя уменьшенными колесами позади. Так как они будут располагаться друг за другом, сопротивление станет меньше.
Мы провели кое-какие измерения и оказалось, что шестиколесная конфигурация обеспечивает существенное улучшение. Насколько я помню, оно было эквивалентно прибавке мощности в 160 л.с. Тогда Патрик [Хед] засел за работу, спроектировал коробку передач и заднюю подвеску, а я занимался вопросами аэродинамики».
6-колесный Williams FW08D
Иллюстрация: Камиль Де Бастиани
Хотя Williams и выиграла оба титула в 1980 году, технический штаб команды был весьма скромных размеров. Теперь его – да и всей команды – надежды были связаны с двумя молодыми конструкторами, которые должны были решить незаурядную задачу.
Дерни вспоминает: «Только у нас с Патриком был реальный опыт конструирования гоночных машин. Еще у нас был совсем молодой инженер по имени Нил Отли (сейчас – главный конструктор McLaren. – Прим.ред.), но он еще продолжал учиться. В аэродинамической трубе мы работали фактически вдвоем – я и тот парень, который делал модели для продувки. Ах да, еще был ассистент, которого звали Россом Брауном.
В итоге мы спроектировали коробку передач и опробовали ее на машине. Патрик очень опасался, что из-за четырех ведущих колес мы получим настолько сильную недостаточную поворачиваемость на малой скорости, что это перечеркнет все преимущества. Потому нужно было провести реальные тесты на трассе».
Keke Rosberg, 6-wheel Williams FW08B
Photo by: LAT Images
Williams FW08B (6 wheel) and FW08C (4 wheel)
Photo by: Dickie Stanford
Keke Rosberg, 6-wheel Williams FW08B
Photo by: LAT Images
Дерни, будучи ответственным за аэродинамику, постарался максимально использовать понтоны для реализации принципа граунд-эффекта.
«Я работал с шасси в аэродинамической трубе и в итоге пришел к финальной версии, – говорит он. – Оказалось, что ей вовсе не требуется заднее крыло. Под днищем удалось сформировать столь длинные трубки Вентури, что прижимной силы оказалось достаточно и без крыла.
Снижение лобового сопротивления оказалось феноменальным. Самые грубые прикидки показывали, что такая машина позволит полным газом преодолевать поворот Signes на трассе «Поль Рикар» со скоростью свыше 320 км/ч».
Alan Jones, 6-wheel Williams FW07D
Photo by:
Williams FW08B (6 wheel) and FW08C (4 wheel)
Photo by: Dickie Stanford
В итоге было построено тестовое шасси. Одну из машин FW07C, использовавшихся в сезоне-81, оснастили новой задней частью, соединив задний фланец DFV с новой коробкой, парой дифференциалов и четырьмя колесами.
Джонс, прилетевший из Лас-Вегаса после победы (которая, как оказалось, стала для него последней в карьере), приехал на тесты в Донингтон. Тем временем на базе активно шла работа над новым шасси FW08B, которое собирались использовать в следующем чемпионате.
«Алан Джонс, Джонатан Палмер, Кеке Росберг и Жак Лаффит опробовали обе версии шестиколесных машин, – продолжает Дерни. – Больше всего ездил Лаффит, особенно на трассе «Круа-э-Тернуа», маленьком извилистом кольце на севере Франции.
Сильнее всего мы опасались недостаточной поворачиваемости на выходе из медленных поворотов. Но когда Жак впервые вернулся в боксы и начал делиться впечатлениями об управляемости, то признался, что в какой-то момент просто забыл, что у машины шесть колес. Он буквально влюбился в нее».
Фрэнк Уильямс, Фрэнк Дерни и Патрик Хед
Фото: LAT Images
Продолжение истории получилось совсем не таким, как можно было ожидать. Вести о необычной машине дошли до FIA, и там решили оперативно скорректировать правила, запретив выходить на старт Гран При автомобилям с числом колес более четырех. Кроме того, в федерации сочли машину Williams изначально незаконной, так как у нее было четыре ведущих колеса, а это к тому времени уже было вне закона.
«Узнав о запрете, Патрик был в ярости, – вспоминает Дерни. – Но в действительности можно предположить, что [в случае допуска FW08B на старт] все бы начали стремительно строить такие же машины. Поэтому для Ф1 в каком-то смысле было даже хорошо, что ее запретили».
Martin Brundle drives a six-wheeled FW08B
Photo by: Joe Portlock / LAT Images
A six-wheeled Williams FW08 is prepped, as Karun Chandhok, Keke Rosberg and Nico Rosberg watch on
Photo by: Sam Bloxham / LAT Images
Felipe Massa, demonstrates a six-wheeled Williams FW08
Photo by: Zak Mauger / LAT Images
В Williams сохранили удивительный шестиколесный автомобиль. Недавно его восстановили, и сейчас активно используют в различных мероприятиях. За руль FW08B уже садились Фелипе Масса, Мартин Брандл и Дженсон Баттон.
«Машина по-прежнему в рабочих кондициях, что просто удивительно, – говорит Дерни. – Мы построили всего одну коробку передач и один полный комплект подвески. Запасных частей практически не было.
Мы как раз планировали заняться их производством, когда пришел запрет FIA. Он сразу поставил крест на всем этом проекте».
Техническое ретро: история о турбине, которая не помогла Lotus
Фрэнк Дерни с Фелипе Массой на празднике в честь 40-летия Williams, 2017 год
Фото: Зак Маугер / LAT Images
Источник: