«Петербургский дневник» рассказывает об особой дате в истории отечественных железных дорог
Сегодня, 20 марта, – особая дата в истории отечественных железных дорог. Ровно 75 лет назад в этот день после почти трехлетнего перерыва вновь вышел в путь главный поезд страны «Красная стрела».
В свой первый рейс «Красная стрела» отправилась 10 июня 1931 года. «Страна охвачена энтузиазмом стройки, прекрасной и радостной жизни. Задание Сталина звучит так: между двумя столицами – старой и новой – должен курсировать экспресс, соответствующий высочайшим мировым стандартам», – писала газета «Правда».
В военное время
Двадцать второго июня 1941 года на Московский вокзал прибыл последний перед долгим перерывом рейс «Красной стрелы». Вскоре один из составов эвакуировали в Цирульск, другой укрыли в не сохранившемся до наших дней павильоне вблизи Обводного канала. В феврале 1944 года начались интенсивные работы по восстановлению железнодорожного пути. Вагоны «Красной стрелы», к тому времени уже потускневшие и обветшавшие, быстро привели в порядок. Двадцатого марта на Московском вокзале начальник поезда Михаил Кардаш, который проработал на «Стреле» много лет, доложил начальнику Октябрьской железной дороги Борису Саламбекову, что состав к рейсу готов. Первый поезд вел машинист Петр Волосюк, а кочегаром была Татьяна Глазовская. Увы, во время войны многим женщинам приходилось осваивать мужские специальности.
Поскольку существовала опасность авианалета, а также могли напасть диверсанты, были приняты серьезные меры безопасности. В конце состава прицепили бронированную платформу с пулеметом, поезд сопровождали врачи и сотрудники милиции. В тот момент, когда поезд отошел от Московского вокзала, из столицы в Ленинград выехал точно такой же состав. Об этом событии сообщило всесоюзное радио. Любопытный факт: по случаю восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была открыта первая после снятия блокады парикмахерская.
Вагоны были синими
Подавляющее большинство пассажиров уверены в том, что вагоны «Красной стрелы» всегда были красного цвета. Но это не так. Первоначально они были синими. Дело в том, что в тридцатые годы существовал действующий по всей Европе стандарт. Вагоны первого класса красили в синий цвет, второго класса – в желто-оранжевый, третьего – в зеленый. Поскольку «Стрела» была лучшим в стране поездом, выбрали темно-синий цвет.
В красный цвет вагоны перекрасили в 1962 году. Говорят, это произошло по инициативе бригад, которые обслуживали «Стрелу». В советские времена подавляющее большинство пассажиров поезда № 1 (официальное название «Красной стрелы») составляли известные люди – политики, общественные деятели, руководители предприятий, ученые, спортсмены. У «хозяина Ленинграда» первого секретаря Обкома Григория Романова даже был собственный вагон. Многим пассажирам нравилось, что поезд идет ночью, – можно выспаться. Но особенно часто услугами «Стрелы» пользовались артисты. Что скрывать: в дороге некоторые из них проводили время в ресторане. «А затем наступало утро стрелецкой казни», – остроумно выразился знаменитый советский актер Ефим Копелян.
Билет в купейный вагон «Красной стрелы» стоил тогда столько же, сколько билет в аналогичный вагон любого курсирующего между Ленинградом и Москвой скорого поезда. Впрочем, у простого пассажира было мало шансов стать пассажиром поезда № 1: в свободную продажу билеты практически не поступали, почти все они уходили в бронь.
«Когда на Октябрьской железной дороге начало развиваться высокоскоростное движение, появились «Сапсаны», рассматривался и вопрос о снятии «Красной стрелы». Но в итоге было принято решение состав сохранить. Ведь это один из символов нашей страны», – считает доктор исторических наук профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Голубев.
ФАКТ:
В тридцатые годы уровень сервиса в «Красной стреле» был невероятно высоким для тех времен. Работали буфеты, где пассажиры могли заказать ужин. Его доставляли в купе, где были мягкие, обтянутые красивой тканью диваны. В одном из вагонов находился телефонный пункт.
Источник: