В Петербурге заработала восьмая по счету каршеринговая компания, а количество активных пользователей поминутной аренды авто, по разным подсчетам, достигло нескольких сотен тысяч человек
Каршеринг активно набирает популярность. В связи с этим «Петербургский дневник» решил разобраться, может ли этот сервис со временем вытеснить с рынка такси и способен ли он «подвинуть» пассажирский транспорт.
НОВЫЙ СЕРВИС
Суть этого относительно нового для России сервиса в том, что автомобиль предлагается в краткосрочную аренду. Клиент платит поминутно, то есть только за время фактического использования машины. Компания-оператор, в свою очередь, заботится о техническом состоянии, заправке, страховке и мойке транспортного средства.
Первые попытки запустить каршеринг в Петербурге были предприняты в 2014 г. Автопарк оператора StreetCar насчитывал около 70 автомобилей. Чуть позже у него появился конкурент – Anytime. Но, по данным открытых источников, в 2015 г. компании прекратили свою деятельность.
На следующий год каршеринг вернулся в Петербург – заработали операторы Colesa и YouDrive, следом за ними в городе появились «Делимобиль», Car5, CarSmile, Rentmee. В декабре 2018-го начал работу сервис поминутной аренды «Яндекс. Драйв», а под самый конец года в Северной столице появился еще один оператор – Carenda.
ГИБКИЕ ТАРИФЫ
В общей сложности компании предлагают петербургским водителям в аренду около 2 тыс. автомобилей. В списке моделей – Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Ford Fiesta, Kia Rio, Mini Cooper, Skoda Octavia, Smart Fortwo, BMW Х2, Mersedes-Benz A200 и многие другие.
При общей схожести условий поминутной аренды автомобилей ощутимые различия между операторами все же есть. Например, в цене. Большинство компаний предлагает своим клиентам гибкие тарифы. Стоимость минуты за рулем может зависеть от времени суток: 7 рублей днем, 8 рублей в вечерний час пик и 10 рублей ночью. На цену проката иногда существенно влияет ситуация на дороге: есть ли на выбранном маршруте серьезные заторы и насколько востребованы машины у потенциальных клиентов.
Престижность самого автомобиля также важна. Самый дорогой прокат, который удалось найти «ПД», – 15 рублей за минуту у электрокара BMW i3. Но как только клиент садится за руль, цена за минуту поездки уже не меняется. За проезд по платным дорогам, страховку, мойку, заправку, шиномонтаж и парковку машины водитель не платит. После завершения поездки он может оставить авто в любом месте с разрешенной стоянкой.
КОНКУРЕНТ ТАКСИ
Рекламируя свои услуги, операторы заявляют, что каршеринг – свобода перемещения без необходимости покупать автомобиль, проходить техобслуживание, оплачивать страховку и транспортный налог, готовить автомобиль к сезону. При этом водитель вынужден верить оператору на слово, что машина находится в исправном состоянии.
В социальной сети «Петербургский дневник» спросил у автомобилистов, что они думают о каршеринге и какие впечатления у них остались от поминутного проката. Судя по количеству ответов, эта услуга в городе действительно интересна и востребована. А впечатления о себе оставляет самые разные, особенно когда ее сравнивают с такси. По отзывам одних, каршеринг дороже, по мнению других, может обойтись чуть ли не в 2 раза дешевле, особенно в беспробочное время.
«Брал как-то Hyundai Solaris. Стоял прямо около дома, чистый как внутри, так и снаружи… Ехал с окраины в центр вечером, вышло в 2 раза дешевле, чем такси, остался доволен», – отметил один из клиентов каршеринга. «Машины новые, ценник нормальный. Таксистам не доверяю, не факт, что доедешь нормально», – поделился мнением другой.
Привели и расчеты. Например, за аренду Audi A3 с поездкой от ул. Доблести до Богатырского пр. автомобилист заплатил 306 рублей с бесплатным проездом по Западному скоростному диаметру. При этом на такси выходило больше 700 рублей за тот же маршрут.
ВМЕСТО МАРШРУТКИ
Сразу несколько автомобилистов отметили, что при поездке на короткие расстояния, к примеру до метро, за каршеринг можно заплатить, как в маршрутке. «Если еду не один и на короткие расстояния, то каршеринг бывает даже выгоднее, чем общественный транспорт», – прокомментировал водитель.
Но, по словам эксперта межрегионального отделения «Город и транспорт» Владимира Валдина, каршерингу не под силу ослабить позиции городского общественного транспорта. Даже в том случае, если каршеринговая машина нужна водителю только для того, чтобы доехать до метро.
«Самый первый вопрос – это необходимость эту машину где-то найти и где-то оставить. Операторам нужно, чтобы водители это делали в каких-то конкретных местах, но в городе самая дефицитная субстанция в транспорте – это парковка. Возникает очень большое количество логистических вопросов, и практика показывает, что это отдельный сервис, который конкурирует с такси для людей, у которых есть права», – считает Владимир Валдин.
КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ
К своим клиентам операторы предъявляют несколько требований, которым, к слову, соответствует подавляющее большинство водителей. Как правило, арендаторы авто должны быть старше 21 года и иметь не менее 2 лет стажа за рулем.
После скачивания мобильного приложения и последующей регистрации в Сети система просит предъявить не только скан паспорта, но и водительского удостоверения. При этом сами автомобилисты указывают на то, что за руль арендованного автомобиля может сесть человек с водительскими правами, но без реального опыта вождения или в состоянии алкогольного опьянения.
Вторая половина декабря 2018 г. оказалась особенно «урожайной» на аварии с участием каршеринговых авто. Так, 29 декабря на Невском пр. арендованный Kia Soul спровоцировал массовое ДТП. Как потом выяснили полицейские, водитель был пьян. Несколькими днями ранее на Гаванской ул. автомобиль протаранил забор и вылетел на территорию школы, до этого столкнувшись с припаркованной у тротуара «Ладой».
Начало этого года уже отмечено аварией с каршеринговой машиной. Сразу после каникул на ул. Десантников наряд полиции решил остановить и проверить арендованный Smart. Но водитель не отреагировал на команду остановиться, пытаясь скрыться, автомобиль врезался в рядом стоящий грузовик.
В любом случае аренда авто не снимает с автомобилиста ответственности при аварии. Операторы подчеркивают: клиенту придется ответить по закону и оплатить ущерб, но только в том случае, если он сам спровоцировал ДТП. В такой ситуации компании устанавливают сумму, которую автомобилисту придется выплатить после разбирательств. Например, 30 тысяч рублей, если размер ущерба не превышает эту сумму.
НЕ СВОЕ НЕ БЕРЕГУТ
В развитии каршеринга Петербург существенно отстает от Москвы – в столице работает более 20 операторов, но значительно превосходит другие регионы России, где поминутной аренды автомобилей практически нет.
Руководитель региональной общественной организации «СПБ.АВТО» Святослав Данилов считает, что сегодня в Петербурге у каршеринга разветвленная сеть, операторы достаточно хорошо охватывают город. «Но не всегда рядом есть машина, особенно в спальных районах», – отметил эксперт и добавил, что проблемы создают и сами пользователи, которые далеко не всегда бережно относятся к арендованному имуществу.
«Машины быстро становятся не очень приятными: грязный салон, дергающиеся коробки, различные неисправности. Если на своем автомобиле можно проехать кочку, чуть притормозив, то тут никто этого не делает. Есть сложности с контролем, в каком состоянии водители садятся за руль и какой у них реальный стаж вождения», – прокомментировал нынешнее состояние каршеринга в Петербурге Святослав Данилов.
НА ЗАМЕТКУ
По 15 января петербуржцы смогут получить консультации специалистов территориального управления Роспотребнадзора по услугам такси и каршеринга. Звонки принимаются по номеру 8 (800) 555-49-43.
Источник: