Считается, что водитель автобуса – не самая женская профессия. Многотонная машина требует немалой силы, а ответственность за каждого пассажира обостряет внимание человека за рулем. Но Лилии Сорокиной, работающей в автопарке № 6, этот нелегкий труд оказался по плечу
Лилия Сорокина про себя говорит: «За рулем я как рыба в воде». Ее общий водительский стаж – 11 лет. Начинала с российской «девятки», но уже скоро чудо российского автопрома перестало устраивать женщину. Пересела на иномарку, а потом и за руль небольшого автобуса. Сейчас она управляет тяжелой «гармошкой» «Волгабас».
«Все 8 лет я работаю в одном автопарке. Решение прийти работать в «Пассажиравтотранс» можно назвать спонтанным, но думаю, что все к этому и шло. Мне всегда очень нравилась техника, очень хотелось ездить за рулем», – рассказывает наша героиня.
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ
Ее маршрут – один из самых красивых в Петербурге. Автобус № 27 соединяет Белорусскую улицу и Театральную площадь. Дорога проходит через центр города, поэтому пробок избежать не получается.
«Мы едем через весь Невский проспект, маршрут экскурсионный. Но это для пассажиров. Я не могу назвать дорогу сложной, но она требует ежесекундного внимания, приходится постоянно просчитывать дорожную ситуацию, держать все на контроле, смотреть, кто едет справа, слева, впереди», – говорит Лилия Сорокина.
И все же водителю удается подмечать любопытные детали. Например, красиво одетую и очень культурную публику, следующую по вечерам на спектакли Мариинского театра. Летом одним своим видом большое удовольствие доставляли болельщики, прибывшие в Петербург из разных стран на матчи чемпионата мира по футболу.
«Это были очень яркие люди, в костюмах и с флагами своих стран. Моя сестра работает кондуктором, она встречала в салоне известных артистов. Я в свое окно видела на Невском Сергея Мигицко и Алексея Нилова», – поделилась водитель.
ВЫДЕЛЕННАЯ ПОЛОСА
Несмотря на то, что маршрут один и тот же, дорога, по словам нашей героини, каждый день разная. Выделенная линия на Невском проспекте очень облегчает жизнь водителям автобусов. Ее открыли в декабре 2008 года, и первое время автомобилисты не могли привыкнуть к новому режиму на главной магистрали города. Постепенно полицейские отучили их бросать машины на пути общественного транспорта, но сейчас, похоже, эта проблема возвращается. Лилия Сорокина рассказала, что в последнее время эту выделенную полосу облюбовали таксисты. «Они там останавливаются, стоят на остановках. Посигналишь – могут уехать», – говорит женщина.
На Невском давно уже нет маршруток, но на других магистралях, по словам водителя, за этим транспортом приходится постоянно следить. То пытаются проскочить, то подрезать или остановку займут так, что большому автобусу уже не подъехать. Но в целом общий язык с остальными участниками дорожного движения найти удается.
АПЕЛЬСИНЫ И КОНФЕТЫ
На неудобный вопрос о пренебрежительном отношении со стороны мужчин-водителей Лилия Сорокина отвечает легко: если оно и было поначалу, то сейчас уже не ощущается.
«Негатив проявлялся в основном по поводу того, что я медленно езжу. На самом деле это не медленно, а аккуратно. Но вообще у нас адекватные люди. Столько лет работаю наравне с остальными, даже лучше, могу подсказать что-то. А вот пассажиры, бывало, удивлялись, но при этом часто благодарили. Цветы не дарили, а вот конфеты и мандарины были», – вспоминает наша героиня.
Следить за состоянием автобуса ей приходится каждый день. Со временем, призналась Лилия Сорокина, водитель начинает чувствовать машину, за рулем которой работает. Она со своей «гармошкой» около 2 лет. «Масло меняю. Знаю, куда нужно заглянуть, чувствую возможные поломки», – рассказывает женщина.
СЕМЕЙНЫЕ РАДОСТИ
Придя на работу в автобусный парк, Лилия Сорокина положила начало настоящей трудовой династии. Здесь же, но в другой автоколонне, работает ее дочь. Пять лет назад она пришла в «Пассажиравтотранс» на временную подработку, но решила остаться. В отличие от дочери, которой несложно выезжать в первый рейс в 5 часов утра, Лилия всегда предпочитала более позднее начало рабочего дня. Самое лучшее время – 10 часов утра. До работы ей добираться легко – несколько минут в пути на собственном автомобиле.
«Есть определенный тип людей, которым нравится ранний подъем, но я не из таких, моя смена длится 10 часов с перерывом на обед и стоянками. Мне нравится рабочий график «два через два», потому что семья очень большая: мама, сестры, племянники, дети и внуки», – поделилась Лилия Сорокина.
Видимо, поэтому о своем свободном времени женщина рассказала немного: на диване не сидит, постоянно приходится куда-то бежать. А в редкие минуты покоя остается время для традиционных женских радостей – вязания и маникюра.
СПРАВКА
92 женщины сегодня работают водителями автобусов в ГУП «Пассажиравтотранс». Всего же на предприятии 4 тысячи водителей. Долгое время здесь не было ни одной дамы, в советские годы на эту работу не принимали представительниц прекрасного пола. Но в начале 2000-х годов профессия перестала быть сугубо мужской.
Источник: